ВХІД


Полный размерЗакрыть
Деталі

ПРЕДИСЛОВИЕ
Самые последние оценки Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ка-сающиеся глобальных масштабов и причин нарушений зрения, подтверждают на-личие широких возможностей, позволяющих изменить жизнь миллионов людей: 80 % всех причин нарушений зрения можно предотвратить или излечить. Согласно предположению ВОЗ, в 2010 г. нарушением зрения страдали 285 миллионов чело-век, из которых 39 миллионов были слепыми. Если бы приоритетами считались всего лишь две важнейшие причины нарушений зрения и если бы меры по борьбе с этими нарушениями принимали на последовательной основе во всем мире по-средством оказания услуг по рефракции зрения и обеспечения хирургических опе-раций по удалению катаракты тем людям, которые в этом нуждаются, то две трети людей с нарушением зрения могли бы восстановить его на хорошем уровне. Этот сценарий, как представляется, можно легко реализовать на практике, однако по разным причинам, упомянутым выше, глазные болезни остаются серьезнейшими проблемами во все еще не завершенной программе офтальмологической помощи по линии общественного здравоохранения.

Обеспечение эффективной и доступной системы офтальмологической помощи – ключевой фактор эффективного контроля над нарушением функции зрения, в том числе слепоты. В этой связи предпочтение отдается скорее укреплению системы оф-тальмологической помощи посредством ее интеграции в систему здравоохранения, нежели посредством ее оказания методом реализации соответствующей «вертикаль-ной» программы. В настоящее время есть множество данных, свидетельствующих о том, что комплексная офтальмологическая помощь должна стать неотъемлемой частью первичной медико-санитарной помощи и работы по развитию систем здраво-охранения. Если она имеет исключительно важное значение, например, для профи-лактики нарушений зрения в результате диабета и преждевременных родов, то это справедливо и в случае профилактики и устранения практически всех причин нару-шения зрения, которые можно предотвратить. Работа сектора здравоохранения на международном уровне за последние несколько лет характеризуется постоянным смещением акцента в сторону развития систем здравоохранения и повышением вни-мания к преимуществам, которые можно получить посредством объединения ком-петенций и специальностей, существующих в секторе здравоохранения. В настоя-щее время есть все возможности для рационализации работы по продвижению оф-тальмологической помощи по линии общих инициатив, направленных на укрепление здоровья людей. Кроме того, есть целый ряд доказанных факторов риска в случае некоторых важнейших причин слепоты, которые подтверждаются имеющимися дан-ными (например, сахарный диабет, курение, преждевременные роды, краснуха, де-фицит витамина А), которые необходимо устранять в соответствующих случаях  с помощью методов, применимых к сектору здравоохранения в целом. Одна из существенных возможностей состоит во включении программы профилактики нару-шений зрения и реабилитации в более широкие программы и стратегии здравоохра-нения, в том числе в действия на глобальном уровне на период после достижения Целей тысячелетия в области развития. Многосекторальные действия также имеют исключительно большое значение для профилактики целого ряда хронических сос-тояний органов зрения. Они приобретают еще большую актуальность в связи с тем, что хронические глазные заболевания, распространенность которых увеличивается с возрастом, являются основной причиной нарушения зрения и что в будущем, как предполагается, их значимость и масштабы в условиях глобального старения насе-ления нашей планеты будут увеличиваться еще больше.

Принятие глобального плана действий Шестьдесят шестой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения открывает для государств-членов новые возможности по продвижению в своей работе на пути к профилактике нарушений зрения и укре-плению мер по реабилитации слепых в общинах, в которых они проживают. Всем заинтересованным сторонам предлагается включиться в эту возобновленную ра-боту с целью воплотить концепцию глобального плана действий по обеспечению всеобщего доступа к здоровью глаз в жизнь и создать такой мир, в котором никто не страдал бы напрасно нарушением зрения, в котором те, кто окончательно поте-рял зрение, могли бы реализовать весь свой потенциал, и в котором был бы обес-печен всеобщий доступ к всесторонней офтальмологической помощи.

Д-р Олег Честнов, помощник Генерального директора ВОЗ по неинфекционным заболеваниям и психическому здоровью.

ВВЕДЕНИЕ
Глобальный план действий по обеспечению всеобщего доступа к здоровью глаз на 2014–2019 гг. имеет целью сократить масштабы предупреждаемых нарушений зрения в качестве одной из глобальных проблем общественного здравоохранения и обеспечить доступ к реабилитационным услугам для тех, кто страдает такими на-рушениями. Это следует сделать посредством расширения нынешней работы госу-дарств-членов, Секретариата ВОЗ и международных партнеров, повышения коорди-нации, эффективного мониторинга, целенаправленного использования ресурсов для осуществления максимально затратоэффективных медико-санитарных мероприятий и разработки новаторских подходов к профилактике и лечению глазных болезней.

В соответствии с просьбой государств-членов, высказанной на Шестьдесят пя-той сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2011 г., Секретариат в тесном сотрудничестве с государствами-членами и международными партнерами разрабо-тал проект плана действий по профилактике предупреждаемых нарушений зрения на период 2014–2019 гг. Содержание и структура этого плана действий построены на основе опыта профилактики предупреждаемых нарушений зрения, накопленно-го в ходе работы крупнейших международных партнерств и альянсов, а также на уроках, извлеченных в процессе осуществления всесторонних офтальмологических мер на окружном и национальном уровнях. Одно из важнейших направлений работы заключалось в привлечении всех заинтересованных сторон к разработке этого плана действий и стимулировании их откликов по поводу этого проекта посредством проведения веб-консультаций и консультативных совещаний, созванных Секрета-риатом. Шестьдесят шестая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения утвер-дила план действий на основании резолюции WHA66.4 под названием «Всеобщий доступ к здоровью глаз: глобальный план действий на 2014–2019 гг.».

Действия государств-членов, международных партнеров и Секретариата стро-ятся вокруг следующих трех целей:

  • цель 1 предусматривает необходимость получения фактических данных о масштабах и причинах нарушений зрения и об офтальмологических службах и их ис-пользовании для отслеживания прогресса, определения приоритетов и пропаганды политической и финансовой поддержки со стороны государств-членов в целях укрепления здоровья глаз;
  • цель 2 предусматривает содействие в разработке и реализации комплексной национальной политики, планов и программ в области здоровья глаз для улучше-ния всеобщего доступа к офтальмологическим услугам при осуществлении дея-тельности, предусмотренной программой действий ВОЗ по укреплению систем здравоохранения, в порядке улучшения результатов соответствующих медико- санитарных мероприятий;
  • цель 3 предусматривает реализацию межотраслевых проектов и эффективные партнерства по укреплению здоровья глаз.

Глобальный план действий по обеспечению всеобщего доступа к здоровью глаз строится на следующих пяти принципах и подходах, которые лежат в основе этого плана: всеобщий доступ и равенство, права человека, документально подтверж-денная практика, рассчитанный на весь жизненный цикл подход и расширение прав и возможностей людей с нарушением зрения. Поскольку характер причин, вызы-вающих нарушения зрения, существенно меняется, план действий по своей струк-туре разработан таким образом, чтобы в первую очередь сдержать глобальную тен-денцию к увеличению распространенности хронических болезней глаз, связанных со старением. По прогнозам, в течение следующих десятилетий это будет являться наиболее распространенной причиной предупреждаемых нарушений зрения.

Глобальный план действий по обеспечению всеобщего доступа к здоровью глаз построен на основе общесистемного подхода к здравоохранению, который вклю-чает интеграцию программ офтальмологической помощи в более широкую систему медико-санитарной помощи на всех уровнях (первичном, вторичном и третичном).

Конструктивную роль в принятии эффективных медико-санитарных мер в ответ на эти нарушения и в укреплении профилактики нарушений зрения будут играть, как и прежде, эффективные международные партнерства и альянсы. Снижение распространенности предупреждаемых нарушений зрения зависит также от про-гресса в деле осуществления других программ в области здравоохранения и раз-вития, таких как создание комплексных систем здравоохранения, кадровые ресур-сы для развития здравоохранения, улучшения в области охраны здоровья матерей и детей и репродуктивного здоровья и обеспечение безопасной питьевой воды и базовых санитарно-гигиенических услуг. Программы здоровья глаз следует вклю-чать в более широкие программы по борьбе с неинфекционными и инфекционны-ми заболеваниями, поскольку они могут внести существенный вклад в реализацию тех глобальных инициатив, которые направлены на решение проблем старения и маргинализованных и уязвимых групп.

Поставив перед собой глобальную цель плана действий, государства-члены ре-шили тем самым сообща сократить масштабы распространенности предупреждае-мых нарушений зрения на 25 % к 2019 г. по сравнению с установленным ВОЗ ба-зовым показателем в 2010 г. Глобальный план действий по обеспечению всеобще-го доступа к здоровью глаз дает в распоряжение государств-членов целый комплекс мероприятий по укреплению их систем здравоохранения в области офтальмоло-гической помощи. Государствам-членам предлагается в сотрудничестве с между-народными партнерами определить и осуществить те действия, которые более все-го подходят к их собственным обстоятельствам и потребностям.

РЕЗОЛЮЦИЯ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ СЕССИИ ВСЕМИРНОЙ  АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. WHA66.4. ВСЕОБЩИЙ ДОСТУП  К ЗДОРОВЬЮ ГЛАЗ: ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ НА 2014–2019 ГГ.

Шестьдесят шестая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, рассмотрев доклад и проект глобального плана действий на 2014–2019 гг. по всеобщему дос-тупу к здоровью глаз1; ссылаясь на резолюции WHA56.26 о ликвидации слепоты, которой можно избежать, и WHA62.1 и WHA59.25 о профилактике предупреждае-мой слепоты и нарушений зрения; признавая, что глобальный план действий на 2014–2019 гг. по всеобщему доступу к здоровью глаз построен на основе плана действий по профилактике предупреждаемой слепоты и нарушений зрения на пе-риод 2009–2013 гг.; признавая, что в глобальном масштабе 80 % всех нарушений зрения поддаются профилактике или лечению и что в мире около 90 % людей с на-рушениями зрения проживают в развивающихся странах; признавая связь между некоторыми разделами глобального плана действий на 2014–2019 гг. по всеобщему доступу к здоровью глаз и работой по решению проблемы неинфекционных забо-леваний и остающихся без внимания тропических болезней,

  1. УТВЕРЖДАЕТ глобальный план действий на 2014–2019 гг. по всеобщему доступу к здоровью глаз;
  2. НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ государства-члены:
    - на национальном уровне укреплять усилия по профилактике предупреждаемых нарушений зрения, включая слепоту, в частности посредством более полного включения в соответствующих случаях вопросов здоровья глаз в национальные планы здравоохранения и в работу по оказанию медико-санитарных услуг;
    - осуществлять  действия,  предложенные  в  глобальном  плане  действий  на 2014–2019 гг. по всеобщему доступу к здоровью глаз, в соответствии с нацио-нальными приоритетами, включая всеобщий и равный доступ к услугам;
    - продолжать осуществлять мероприятия, согласованные Всемирной ассамблеей здравоохранения в резолюции WHA62.1 о профилактике предупреждаемой слепоты и нарушений зрения и в плане действий по профилактике предупреждаемой слепоты и нарушений зрения на период 2009–2013 гг.;
    - продолжать оказывать поддержку Секретариату ВОЗ в работе по выполнению текущего плана действий в период до 2013 г.;
    - рассмотреть программные и бюджетные последствия, связанные с осуществле нием настоящей резолюции в контексте более широкого программного бюджета;
  3. ПРЕДЛАГАЕТ Генеральному директору:
    - оказывать техническую поддержку государствам-членам в осуществлении действий, предложенных в глобальном плане действий на 2014–2019 гг. по всеоб-щему доступу к здоровью глаз, в соответствии с национальными приоритетами;
    - доработать план действий на 2014–2019 гг. по всеобщему доступу к здоровью глаз, в частности с учетом включения в него вопроса об обеспечении всеобщего и равного доступа к услугам;
    - продолжать уделять приоритетное внимание профилактике предупреждаемых нарушений зрения, включая слепоту, и рассмотреть вопрос о выделении ресурсов для осуществления глобального плана действий на 2014–2019 гг. по всеобщему доступу к здоровью глаз;
    - представить Семидесятой и Семьдесят третьей сессиям Всемирной ассамблеи здравоохранения, соответственно в 2017 и 2020 гг., через Исполнительный коми-тет доклад о ходе работы по осуществлению данного плана действий.

Восьмое пленарное заседание, 24 мая 2013 г., Комитет А, второй доклад

ВСЕОБЩИЙ ДОСТУП К ЗДОРОВЬЮ ГЛАЗ: ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ НА 2014–2019 ГГ.2

  1. В январе 2012 г. Исполнительный комитет обсудил ход выполнения плана действий по профилактике предупреждаемой слепоты и нарушений зрения на период 2009–2013 гг. Было решено, что следует незамедлительно начать работу над следую-щим планом на 2014–2019 гг. Генеральному директору было предложено разрабо-тать проект плана действий по профилактике предупреждаемой слепоты и наруше-ний зрения на 2014–2019 гг. в тесном сотрудничестве с государствами-членами и международными партнерами для его представления через Исполнительный коми-тет на рассмотрение Всемирной ассамблеи здравоохранения3. Нижеследующий глобальный план действий был подготовлен после консультаций с государствами-членами, международными партнерами и организациями системы Организации Объединенных Наций.
    Проблема нарушений зрения в современном мире
  2. По оценкам ВОЗ, в 2010 г. в мире насчитывались 285 миллионов человек с нарушениями зрения, из которых 39 миллионов человек были слепыми.
  3. По данным за 2010 г., до 80 % всех случаев нарушений зрения и слепоты можно предупредить. Две основные причины нарушений зрения в мире – это нескор-ректированные аномалии рефракции (42 %) и катаракта (33 %). Экономически эффективные вмешательства по снижению нагрузки обоих заболеваний существуют во всех странах.
  4. Чаще всего нарушение зрения встречается у пожилых людей. В 2010 г. 82 % слепых и 65 % людей с умеренной или серьезной слепотой были старше 50 лет. Более бедные слои населения чаще страдают от нарушений зрения, включая слепоту.
    Уроки прошлого
  5. В своих последних резолюциях Ассамблея здравоохранения отметила важность ликвидации предупреждаемой слепоты в качестве проблемы общественно-го здравоохранения. В 2009 г. в самой последней резолюции по этому вопросу WHA62.1 был одобрен план действий по профилактике предупреждаемой слепоты и нарушений зрения. В 2012 г. в докладе, принятом к сведению Шестьдесят пятой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения, и в документе для обсуждения были изложены уроки реализации плана действий на 2009–2013 гг. Результаты этих выводов и ответы, полученные на документ для обсуждения, были важными эле-ментами в разработке содержания настоящего глобального плана действий. Ниже приведены некоторые примеры накопленного практического опыта.
    (а) Во всех странах крайне важно оценить масштабы и причины нарушений зрения, а также эффективность работы служб. Важно удостовериться в нали-чии систем мониторинга уровня распространения и причин нарушений зрения, включая изменения, происходящие с течением времени, а также эффективности офтальмологических и реабилитационных служб в рамках общей системы здраво-охранения. Системы мониторинга и оценки офтальмологических служб и эпи-демиологических тенденций болезней глаз должны быть интегрированы в нацио-нальные системы медицинской информации. Информация, полученная в резуль-тате мониторинга и оценки, должна использоваться при планировании услуг и рас-пределении ресурсов.
    (b)Разработка и реализация национальных мер политики и планов по профилак-тике предупреждаемой слепоты и нарушений зрения остается краеугольным кам-нем стратегических действий. Хотя некоторые программы по борьбе с глазными болезнями были очень успешными при разработке и реализации политики и планов, сохраняет свою актуальность необходимость интеграции программ в области здо-ровья глаз в более широкие системы осуществления лечения на всех уровнях систе-мы здравоохранения. Это особенно актуально для развития кадрового потенциала, бюджетных и финансовых ассигнований, эффективного сотрудничества с частным сектором и социальным предпринимательством, а также для оказания медицинской помощи самым уязвимым группам населения. Все больше стран приобретают прак-тический опыт разработки и реализации эффективного офтальмологического обслу-живания и включения его в более широкие системы здравоохранения. Следует улуч-шить практику документального оформления и распространения накопленного опы-та, чтобы все страны могли использовать связанные с этим преимущества.
    (с) Правительствам и их партнерам необходимо инвестировать средства в со-кращение предупреждаемых нарушений зрения за счет принятия экономически эффективных профилактических мер и оказания поддержки людям с необратимыми нарушениями зрения в преодолении проблем, с которыми они сталкиваются в плане доступа к службам здравоохранения, реабилитации, поддержки и содействия, ус-ловий жизнедеятельности, образования и трудоустройства. Хотя при инвестиро-вании средств в здравоохранение существует несколько конкурирующих приоритет-ных направлений, общеизвестные профилактические меры по оперированию ката-ракты и исправлению аномалий рефракции, двух основных причин предупреждае-мой слепоты и нарушений зрения, являются высокоэффективными по затратам. Су-ществует много примеров успешного оказания офтальмологических услуг с помо-щью вертикальных инициатив, особенно в районах с низким уровнем доходов. Важ-но, чтобы эти инициативы были в полном объеме интегрированы в комплексное офтальмологическое обследование в контексте более распространенных услуг и систем здравоохранения. Мобилизацию адекватных, предсказуемых и надежных финансовых ресурсов можно оптимизировать за счет включения профилактики пре-дупреждаемых нарушений зрения в более широкие скоординированные программы и инициативы по разработке. За последние несколько лет активно обсуждался воп-рос о привлечении дополнительных ресурсов в здравоохранение за счет инновацион-ного финансирования, однако обсуждения инновационного финансирования прак-тически не коснулись вопросов инвестиций в сокращение самых распространенных глазных болезней. Эти инициативы также не были включены в крупные финансовые инвестиции в сектор здравоохранения. Существует необходимость в дальнейшей работе по проведению экономически эффективного анализа по профилактике пре-дупреждаемой слепоты и нарушений зрения и проведению реабилитации в целях максимального использования имеющихся в наличии ресурсов.
    (d) Международные партнерства и альянсы являются важным инструмен- том в деле разработки и укрепления эффективных ответных мер общественного здравоохранения в области профилактики нарушений зрения. Надежные скоорди-нированные действия на международной арене при надлежащем финансировании могут достичь высоких результатов, что было продемонстрировано бывшей Про-граммой борьбы с онхоцеркозом, Африканской программой по борьбе с онхоцерко-зом и Альянсом ВОЗ по глобальной ликвидации трахомы к 2020 г. ВИДЕНИЕ 2020: «Право на зрение» – совместная глобальная инициатива, осуществляемая ВОЗ и Международным агентством по предупреждению слепоты в целях ликвидации пре-дупреждаемой слепоты, имела важное значение в повышении осведомленности о предупреждаемой слепоте и привела к созданию региональных и национальных ор-ганизаций, которые оказывают содействие по широкому кругу вопросов. Сейчас стоит задача по усилению глобальных и региональных партнерств в деле оказания содействия и поддержки в создании сильных и устойчивых систем здравоохранения и дальнейшего повышения эффективности этих партнерств.
    (е) Ликвидация предупреждаемой слепоты зависит от прогресса в других об-ластях глобального здравоохранения и развития, например, развитие комплексных систем здравоохранения, кадровые ресурсы для развития здравоохранения, улуч-шения в области материнского, детского и репродуктивного здоровья, а также безопасность питьевой воды и предоставление базовых санитарно-гигиенических услуг. Программы здоровья глаз следует включать в более широкие программы по борьбе с неинфекционными и инфекционными заболеваниями, а также в програм-мы, посвященные вопросам старения населения. Проверенные факторы риска по некоторым причинам слепоты (например, сахарный диабет, курение, преждевре-менные роды, краснуха и дефицит витамина А) должны быть постоянно на конт-роле с помощью многосекторных профилактических мер.
    (f) Исследования играют важную роль и требуют финансирования. Медико-биологические исследования играют важную роль в разработке новых и более эко-номически эффективных профилактических мер, особенно исследования в странах с низким и средним уровнем доходов. Оперативные исследования дают фактичес-кий материал о способах преодоления препятствий при оказании услуг, повыше-нии качества и проведении улучшений соответствующих экономически эффектив-ных стратегий и подходов к удовлетворению постоянно растущих требований об-щественного здравоохранения в части улучшения и сохранения служб по охране здоровья глаз в сообществах.
    (g) Глобальные задачи и национальные показатели являются важными. Глобальная задача ясно показывает общее направление плана и сконцентрирована на усилиях партнеров. Это также важно для информационно-разъяснительных целей и оценки общего влияния плана действий. Системы национальных показателей оценки помогут государствам-членам и их партнерам оценить прогресс и плани-ровать на будущее плановые инвестиции.
    Глобальный план действий на 2014–2019 гг.
  6. Концепция глобального плана действий заключается в достижении мира, где не будет людей с нарушением зрения без причин, а люди с неизбежной потерей зрения смогут в полной мере реализовать свой потенциал, а также будет обеспечен всеобщий доступ к комплексным офтальмологическим службам.
  7. Глобальный план действий на 2014–2019 гг. нацелен на сохранение и расширение усилий государств-членов, Секретариата и международных партнеров в области дальнейшего улучшения здоровья глаз и реализации описанной выше концепции.
    Основная цель плана заключается в сокращении предупреждаемых нарушений зрения4 в качестве глобальной общественной проблемы здравоохранения и обеспече-нии доступа к службам восстановления здоровья для людей с нарушением зрения.
    Задача плана действий заключается в достижении поставленной цели за счет рас-ширения доступа к комплексным офтальмологическим услугам, интегрированным в системы здравоохранения. Более подробная информация представлена в Добавле-нии 1. Основу плана составляют пять принципов и подходов: всеобщий доступ и ра-венство, права человека, документально подтвержденная практика, рассчитанный на весь жизненный цикл подход и расширение прав и возможностей людей с нару-шением зрения. Более подробная информация представлена в Добавлении 2.
  8. Предлагаемые действия для государств-членов, международных партнеров и Секретариата структурированы вокруг трех целей (см. Добавление 3):
    Цель 1 рассматривает необходимость получения фактических данных о масштабах и причинах нарушений зрения и об офтальмологических службах с целью их использования для пропаганды политической и финансовой приверженности государств-членов здоровью глаз.
    Цель 2 содействует разработке и реализации интегрированной национальной политики, планов и программ в области здоровья глаз с целью улучшения всеобщего доступа к здоровью глаз при осуществлении деятельности в контексте программы действий ВОЗ по укреплению систем здравоохранения для улучшения результатов здравоохранительных мер5.
    Цель 3 рассматривает межотраслевые проекты и эффективные партнерства по укреплению здоровья глаз.
    Каждая из этих трех целей имеет свой набор показателей для документального оформления прогресса.
  9. Существует три показателя на уровне основной цели задач и для оценки прогресса на национальном уровне, хотя многие государства-члены пожелают соби-рать больше информации. Эти три показателя включают: (і) уровень распростра-ненности и причины нарушений зрения; (іі) численность специалистов по глазным болезням; и (ііі) операции по удалению катаракты. Более подробные данные при-ведены в Добавлении 4.
    Распространение и причины нарушений зрения. Важно понимать масштабы и причины нарушений зрения и тенденции на перспективу. Эта информация явля-ется жизненно важной для распределения ресурсов, планирования и обеспечения синергии с другими программами.
    Численность специалистов по глазным болезням с разбивкой по кадровому составу. Этот параметр является важным при определении наличия персонала по глазным болезням. Можно выявить области, где имеются пробелы, и скорректиро-вать планы по кадровому обеспечению соответствующим образом.
    Коэффициент операций по удалению катаракты (количество операций по удалению катаракты, выполненных в течение года на один миллион жителей) и ох-ват (число пациентов с двусторонней катарактой, ставшей причиной нарушений зрения, которым была сделана операция по удалению катаракты на один или оба глаза). Информация о коэффициенте операций является важной для мониторинга хирургических услуг в отношении одной из главных причин слепоты во всем мире, и этот коэффициент также является полезным косвенным показателем предостав-ления услуг в области здоровья глаз. В тех случаях, когда государства-члены рас-полагают данными о распространенности и причинах случаев нарушений зрения, можно рассчитать процент охвата населения услугами по проведению операций по удалению катаракты; это важное мерило, показывающее, в какой степени услу-ги в проведении операций по удалению катаракты соответствуют потребностям.
  10. Для первого из этих показателей существует глобальная цель. Она предполагает общую оценку влияния плана действий. В настоящем плане действий в ка-честве глобальной цели было выбрано сокращение масштабов распространен-ности предупреждаемой слепоты и нарушений зрения на 25 % к 2019 г. от базисного показателя 2010 г.6. Ожидается, что настоящая задача может быть решена за счет наибольших достижений в области сокращения масштабов распространен-ности предупреждаемых случаев нарушений зрения в возрастной группе старше 50 лет. Как было описано выше, основными причинами предупреждаемых случа-ев нарушений зрения являются катаракта и нескорректированные аномалии реф-ракции, составляя 75 % всех случаев нарушений зрения, и чаще встречаются у по-жилых людей. По оценкам, к 2019 г. 84 % всех случаев нарушений зрения будет приходиться на людей в возрасте 50 лет и старше. Расширение комплексных интег-рированных офтальмологических услуг, которые включают устранение основных причин нарушений зрения, наряду с улучшением здоровья в результате реализации широкого круга инициатив по развитию, включая такие стратегии, как проект пла-на действий по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями на 2013–2020 гг., и глобальные усилия по искоренению трахомы, позволяют предпо-ложить, что данная задача, хотя и является амбициозной, остается реально дости-жимой. Кроме того, появятся более широкие достижения в улучшении здоровья, которые окажут влияние на сокращение случаев нарушений зрения в результате ожидаемого роста внутреннего валового продукта в странах с низким и средним уровнем доходов7.

ПРИМЕЧАНИЯ
1Документ Л66/11.
2См. резолюцию WHA66.4.
3См. решение ЕВ130(1).
4«Нарушение зрения» включает умеренное и тяжелое нарушение зрения, а также слепоту. «Слепота» определяется как острота зрения менее показателя 3/60 или со-ответствующее сокращение поля зрения до менее чем 10° в более сильном глазу. «Серьезное нарушение зрения» определяется как острота зрения в диапазоне от ме-нее 6/60 до 3/60 и выше, а «умеренное нарушение зрения» – как острота зрения от менее 6/18 до 6/60 (ВОЗ. Определения слепоты и нарушений зрения. Женева, Все-мирная организация здравоохранения, 2012 г.). В плане действий используется тер-мин «нарушение зрения». См. также платформу для обновления и пересмотра МКБ «Изменение определения слепоты».
5Everybody’s business: strengthening health systems to improve health outcomes: WHO’s framework for action. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 2007 г.
6Во всем мире распространение предупреждаемых нарушений зрения составля-ло 3,18 % в 2010 г. Снижение на 25 % означает, что к 2019 г. распространение со-ставит 2,37 %.
7По данным Международного валютного фонда, к 2019 г. средний показатель внутреннего валового продукта на душу населения на базе паритета покупательс-кой способности вырастет на 24 % в странах с низким и ниже среднего уровнем доходов, на 22 % – в странах с уровнем доходов выше среднего и на 14 % – в стра-нах с высоким уровнем доходов.

dod1

dod2

dod3

dod4

dod5

dod6

dod7

dod8

dod9

dod10

dod11

dod12

dod13